На третьем дне пути в сторону Кавказских гор, а именно в Пятигорск, я подумала, а почему бы не заехать к Веселовскому мосту? Время позволяло и погода была чудесной!
О первых днях пути читайте здесь: Путешествие на Кавказ 2020. Начало пути, дорога, бензин, поиск жилья.
Об этом мосте я узнала из видео одного блогера. Картинка поразила воображение! Огромное арочное строение посреди поля – заброшенное, но восхищающее величием и масштабом. Конечно же, туда надо заехать! Тем более расположен мост совсем рядом с трассой, ведущей в КавМинВоды.
Как доехать?
С трассы Р-217 (Е50) после Армавира сворачиваем в село Успенское и по навигатору едем прямиком к Веселовскому мосту. В Яндексе он обозначен на карте, найти легко. Дорога в основном асфальтовая, только будьте внимательны в селе Веселом – там дороги щебеночные и навигатор выбирает короткий путь. Лучше ехать по главной – она асфальтовая. В любом случае, на последнем километре вы все равно попадете на щебенку и грунтовку – к мосту асфальта нет.
Точный адрес: Село Веселое, Краснодарский край, почти на границе со Ставропольским краем.
Веселовский мост. История
И вот красавец мост передо мной. Остатки былого величия впечатляют по сей день, и, подходя ближе, начинаешь задаваться вопросами о загадках происхождения и краха этого фундаментального бетонного сооружения.
И чтобы не мучиться догадками, самое время коснуться истории.
Веселовский мост является частью железной дороги, ведущей из Туапсе через Армавир в Ставрополь. В народе эту ветку называют «Туапсинкой». Построена она была на частные деньги за семь лет – 1909-1916гг. Железная дорога включала в себя множество мостов, тоннелей, насыпей и станций.
Строилась «Туапсинка» в целях сокращения издержек перевозки сельхозпродукции, продовольственных товаров из Ставрополья в промышленные центры и порты, а так же леса и полезных ископаемых из предгорья Кавказа. Еще одна цель – ликвидация монополии на перевозки в этом региона АО «Владикавказской железной дороги».
Самые передовые технологии были задействованы для реализации проекта. Мосты и водопропускные трубы изготавливались из железобетона. К слову, в России железобетон стал применяться с 1886 года. Некоторые мосты строились по проектам каменных – в виде арок. И наш Веселовский мост можно считать одним из первых бетонных мостов в России.
Первым участком железной дороги стал Армавир — Белореченская. Поезда пошли по нему в 1910 году, Белореченская –Туапсе – в 1914г. Участок Армавир – Ставрополь, где и расположен Веселовский мост, был пущен 1 октября 1916 года. И теперь представьте, что ему уже более 100 лет! Дорога строилась и дальше, от Ставрополя на Петровское и Винодельное (Ипатово), но до революции ее запустить не удалось.
Дальше судьба «Туапсинки» сложилась по-разному. Участок Туапсе- Армавир функционирует и по сей день, а вот Армавир-Ставрополь постигла участь забвения.
Революция наложила непоправимый отпечаток на целостность путей и конструкций. Возвышенности, где проходила железная дорога, были стратегически выгодными позициями для мощных орудий бронепоездов при обороне Ставрополя в ноябре 1918г, что и послужило причиной разрушению путей. В дальнейшем этот участок решили не восстанавливать. Рельсы и шпалы переправили на другие строительства, а мосты и станции остались немыми памятниками уходящей истории.
И вот перед нами Веселовский мост – немой свидетель революции, не переживший ее последствий. Он стоит среди зеленых холмов на бескрайних просторах Ставропольский возвышенности, притягивая любопытных, желающих прикоснуться к его тайнам.

Заяц Пипус посетил Веселовский мост
На верху
Я, конечно же, не упустила возможность обследовать мост со всех сторон, в том числе сверху. Забраться туда не представляет особой сложности, однако следует соблюдать осторожность, поскольку насыпи повреждены.
И вот, стоишь ты на остатках моста-гиганта вековой давности и любуешься прекрасным живописным видом на зеленые холмистые дали. Машина отсюда кажется крохотной, как и все, оставшееся внизу. В этот момент осознаешь истинный масштаб строения – величественный, основательный, мощный.
Еще один взгляд на Веселовский мост и пора ехать дальше, в Пятигорск – город, где сочатся минеральные воды и возвышается красавица гора Машук.
Карта:
Спасибо за добротный обзор моста и выразительные фото.
Рада, что Вам понравилось!