Зима очень располагает к посещению музеев, вот и я, оказавшись в Питере в декабре, решила заполнить пробелы культурного просвещения и насладиться работами признанных мастеров.
Зимний дворец
Эрмитаж располагается в Зимнем дворце, который когда-то являлся главным императорским дворцом России. Построен в 1754-1762 гг архитектором Б.Ф.Растрелли. Конечно же, его оформление превыше всех похвал. Если фасад здания очаровывает взгляд, то что же внутри?
Спросив в кассе билет на посещение ВСЕХ залов и помещений музея, уплатив 400р с предъявлением паспорта гражданки России, я вошла внутрь…
И предстала предо мной красота неописуемая! Все дворцы, доселе виденные, померкли, по сравнению с роскошью убранств залов Эрмитажа. Каждая комната, зал, коридор – произведение архитектурного искусства. Каждый предмет быта – удивительное сокровище. Наверное, именно архитектурные решения произвели наибольшее впечатление, заставляя сердце замирать от восхищения.
Первоначально, обилие залов, расположенных на трех этажах, вводят в тупик – куда идти? Потому идешь наугад, куда глаза глядят, наслаждаясь искусством. Потом начинаешь более-менее ориентироваться, тем более на входе можно взять бесплатную карту с планом залов. У каждого зала есть номер, потому, когда понимаешь, что заблудился, начинаешь идти соответственно номерам.
Картины и экспонаты выставлены тематически. Имеется зал французского искусства, Италии, Испании, Англии, Голландии и других стран. Есть залы, посвященные древностям, античному миру, восточному искусству. Некоторые помещения отданы определенным авторам. Есть временные выставки, где фотографировать запрещено. В основном же, везде можно делать снимки, но без вспышки.
Оказавшись в Эрмитаже впервые, я не имела конкретной цели что-то посмотреть, хотелось увидеть все! И всего там было ой, как много. Потому, после обхода только лишь второго этажа, ноги еле-еле передвигались вперед.
Из известных мне мастеров на глаза попался только Тициан и Рубенс, что уже сильно порадовало.
Искала картины Леонардо Да Винчи, и вроде бы внимательно искала, но так и не нашла. И только лишь вернувшись в гостиничный номер, решила спросить у Гугла, а есть ли в Эрмитаже Да Винчи? И Гугл ответил: «Конечно же, есть!». И тут я расстроилась – как же так, почему я его не увидела? Посмотрела фото зала с работами маэстро в интернете и с удивлением поняла, что я там, оказывается, была, только фотографировала в этом зале… дверь! А что, красивая дверь, какое тут может быть сравнение с картинами Леонардо. Дверь – наше все)))
Помню, еще смотрю, китаянка запечатлевает на телефон эти самые двери, и думаю – тоже сфотаю, красиво же. Сфотала и дальше пошла, а полотна Да Винчи так и остались незамеченными, а их там представлено два. Это «Мадонна Бенуа» и «Мадонна Литта».
Через четыре часа блуждания по залам Эрмитажа, я, с сожалением, констатировала факт, что сил на посещение Зимнего дворца Петра I и Главного штаба уже нет. И зря я покупала полный билет. Одно радовало – следующий день, 7 декабря, объявлен Днем Эрмитажа. На афишах значилось, что вход будет бесплатный. Потому в Главный Штаб я вернулась уже днем позже.
Главный Штаб
Это эффектное здание с триумфальной аркой, построенное в 1819-1829 гг архитектором К.И.Росси. Часть его отдана Эрмитажу. Попадая внутрь, оказываешься как бы среди зданий в здании. Видимо, раньше здесь было несколько домов, впоследствии объединенных одной крышей.
Вход действительно оказался бесплатным. И первое, что можно заметить – это красивая лестница со вставкой из зеленого стекла и огромные двери.
В залах главного штаба представлены картины художников XIX-XXI вв, коллекция Фаберже, а так же временные выставки. Больше всего мне запомнились работы Пикассо и Матисса. Я долго стояла и рассматривала полотна этих мастеров, чувствуя, что мой мозг не в силах осознать прелести и смысл данных работ, однако галочку «Я созерцала самого Пикассо и Матисса» мысленно поставила.
Что еще запомнилось – это временна выставка бельгийского художника Яна Фабра: «Ян Фабр: Рыцарь отчаяния — воин красоты». Оценивать ее сложно, однако явно одно, равнодушным она не оставит никого. Чего стоят экспонаты из крыльев жука златки, картины, написанные шариковой ручкой, чучела собак и кошек, подвешенные среди серпантина, другие чучела, висящие в зубах черепов.
Вот как комментирует это сеть: «Фабр рассказал, что трупы кошек и собак он собирал по шоссе, так как люди, стремясь избавиться от своих питомцев, выбрасывают их именно туда. Насекомых также никто не умерщвлял. Панцири и крылья жуков он брал в ресторанах азиатских стран – например, Сингапура и Малайзии, где их едят».
Что касается Зимнего дворца Петра I, то он оказался закрыт, потому на том экскурсия по Эрмитажу завершилась, оставив после себя ощущение красоты, вдохновения и удовлетворения от потраченного времени.
ПС: итак, можно поставить галочку – Пикассо видела, Матисса видела, Тициана видела, дверь рядом с картинами Леонардо Да Винчи видела.
Дальше едем в Кронштадт
Карта:
По леонардовой мадонне Литте мнения разделились: мировые искусствоведы полагают, что не Леонардо автор, а его ученики. А музейные эксперты Эрмитажа бьют себя в грудь, мол, автор стопудово Да Винчи. По второй эрмитажной картине Леонардо то же не все хорошо — во-первых, это ранний Да Винчи, ещо незрелый художник, а во-вторых — картина безнадёжно испорчена реставраторами, и от оригинала там осталось только рама. Так что вы правильно делали, когда в этом зале сфоткали только дверь. Она там самая ценная