Всего лишь в 230 км к югу от Волгодонска начинается другой мир, мир калмыкского народа, мир Будд, пагод и просветления.
После ночи, проведенной в немного пугающей квартире (статья «Первое знакомство с Элистой — нож в постельном белье и суп из потрохов»), настал черед осмотра самого города и его особенностей.
Очень символично первой на моем пути попалась ступа Просветления (между улицами Герасименко и Осипенко). И как гласила надпись на ней на нескольких языках: названа так в честь великого полного просветления и обретения четырех тел Буддой в стране Магадха.
Далее табличка призывала к поклонению, простиранию, подношению и обходу ступы, польза чего описана во всех тантрах и сутрах. И тогда благо войдет в вашу жизнь, а относительно данной ступы – примирение, согласие и гармония.
Больше всего меня заинтересовало слово «простирание», а что это такое я воочию увидела в Золотой обители Будды Шакьямуни, но об этом чуть позже.
Стоит отметить, что гармонии и согласия с человеком, с которым мы ходили вокруг ступы, так достигнуто и не было. Видимо нужно было все-таки проделать рекомендуемое простирание

Ступа Просветления
- Макушка ступы Просветления
- Маленький Будда
Напротив ступы статуя Ламы Цонкапы:

Лама Цонкапа
Гуляю по городу. Периодически на пути попадаются буддистские памятники. Например, здесь изображен некий Зая-Пандита (я не разглядела черточку в букве А и прочла – ЗЛЯ Пандита, прям Злой Бандито в камне)))) ) Как гласит Википедия, это калмыцкий и ойратский деятель буддизма школы гелуг, создатель ойратского (калмыцкого) алфавита «тодо-бичиг», переводчик сутр и других текстов, поэт, учёный и просветитель, видный политический деятель Центральной Азии середины XVII века.
- Зая-Пандита
- А как вы прочтете эту надпись?)
А это памятник генералу Городовикову:

Памятник генералу Городовикову
Вернемся к той самой пагоде, которую лицезрела накануне вечером. Это «Пагода семи дней», название ее связано с семью Буддами, пришедшими в наш мир.
Остроконечный шпиль пагоды, называемый «ганджир», символизирует выход из сансары и достижение нирваны. Внутри расположен молитвенный барабан, который с первого раза мне не поддался, и неспроста, ибо весит он 2 тонны. На нём написана мантра «Ом мани падме хум» на нескольких языках, внутри же содержится 75 миллионов таких мантр.
Расположена она на площади Ленина.

Пагода семи дней
Рядом с Пагодой семи дней можно увидеть большое шахматное поле с пластиковыми фигурками и людей, играющих партию:

Шахматное полу у Пагоды семи дней
Дальше идем в сторону парка Дружбы. Там находим еще одного Будду:

Будда в ночи и в парке Дружба :)
Далее памятник Белому Старцу, покровителю калмыцкого народа и всего пространства:

Белый старец
И памятник джангарчи Ээлян Овла:

Джангарчи Ээлян Овла
Зайцы Элисты:
Борцы сюмо:
Ёженок, испугавшийся того, что его обнаружили:
Шахматный город – Сити-Чесс
Еще интересным объектом Элисты является Шахматный Город. По пути к нему я обнаружила памятник Остапу Бендеру в окружении 12 стульев:

Остап Бендер и 12 стульев
А так же хурул «СамьеТинлейКункъябПэлбарлинг», в котором один из служителей рассказал много интересных вещей. В лучах заходящего солнца, хурул выглядел весьма атмосферно:
Рядом памятник с глубоким буддийским смыслом «Ничья»:

Вот такая вот фантазия с названием «Ничья».
А вот и сам шахматный город. Это оказалась небольшая территория с гостиничными домиками, Дворцом бракосочетаний, Дворцом Шахмат и несколькими фигурками шахмат на территории.

Ворота в Сити-Чесс
- Такие столбики украшают Сити-Чесс
- Он же с другой стороны

Дворец шахмат

Домики на территории
Во Дворце Шахмат расположено несколько музеев, один из которых – музей шахмат. Там можно увидеть самые разнообразные шахматы — из разных материалов и в разных стилистических исполнениях:

Музей шахмат

Большое шахматное поле
Так же я посетила небольшую экспозицию о жизни калмыцкого народа, где ее кураторы поведали много увлекательных и мудрых вещей о жизни ойратов, о тенгрианстве и его философии. Мне запомнилось, на мой взгляд, главное – у них слово жизнь и слово счастье обозначаются одним словом — «җирһл». А ведь и вправду – жизнь – это и есть счастья, а счастье – это жизнь. И это понимание, как луч света, дарит простоту и ясность в восприятии каждого дня.
Говорят, что смысл жизни — в самой жизни, и теперь, зная слово «җирһл», можно осмыслить эту фразу еще и с другой стороны.
На этой возвышенной ноте я завершу путешествие по Элисте. В следующей статье вы сможете подробно ознакомиться с Золотой Обителью Будды Шакьямуни.
А о калмыцкой кухне читайте в предыдущей статье: «Первое знакомство с Элистой — нож в постельном белье и суп из потрохов».
Карта: