Через пару километров от ханского дворца начинается подъем к одному из знаменитых пещерных городов Бахчисарая — Чуфут-Кале. На этом же подъеме, в ущелье Марьям-Дере, расположен Успенский пещерный монастырь - еще одна достопримечательность Крыма. До последнего идти около 300 метром, до пещерного города — 2 км в гору.
Подъехав к месту, к нам сразу подбежал мужчина, который стал рассказывать, как, куда и сколько идти, предложил отведать чебуреков в кафе, а затем прокатиться на УАЗе на вершину горы, где расположен город. За это удовольствие он попросил 2000р с машины (чебуреки в стоимость не входили). Мы подумали… Потом еще раз подумали… И еще немного… И, наконец, решили, что в гору 2 км забираться неохота, а прокатиться по ухабам на УАЗике — дело занятное. Для Дикого городского жителя такая прогулка намного интереснее, нежели медленно умирание, поднимаясь вверх по ущелью.
Сказано – сделано. И вот наш герой уже усаживается в УАЗ – «кабриолет». Помните детскую забаву, когда сажают ребенка на коленки, и, подскакивая ногами, приговаривают «по кочкам, по кочкам..»? Вот сейчас Дикий городской житель воочию узнал, что такое «по кочкам». Потому что кочки здесь – самые кочковые из кочек!
Экстремальная поездка сопровождалась остановками на обзорных площадках, откуда открывались поистине потрясающие виды Крыма! Такие вряд ли увидишь, восходя вверх по лесу. Так же наш водитель рассказывал некоторые интересные пояснения к окружающим пейзажам. Перед нами вдали лежало плато Ай-Петри, Ялтинская гряда, Чатыр-Даг, открывался вид на расщелину Большого Каньона.
А на вопрос, часто ли он ремонтирует подвеску от такой экстремальной езды, мужчина грустно вздохнул, кивнул и добавил: «А что поделаешь…».
Подъехали мы скорее к выходу, чем к входу пещерного города Чуфут-Кале – к восточным воротам Биюк-Капу. Оборонительная стена у этих ворот достигает 128 м в длину, состоит из трех куртин и трех башен. Данное сооружение датируется примерно 16 веком.
Здесь же рядом расположено караимское древнее кладбище, вид которого производит неизгладимое впечатление. Старинные поваленные каменные надгробия с надписями на непонятном языке, и тропинка, уводящая глубоко в лес между всем этим…
Мы не стали прогуливаться в столь, я бы сказала, сомнительном месте. Все-таки это пространство смерти, а наша задача напитаться жизненной энергией радости, тепла и любви. Потому мы пошли к воротам города, отпустив нашего водителя с миром и деньгами. Обратно будем спускаться по ущелью.
Входная плата на территорию городища 200р с человека.
Чуфут-Кале
И вот мы внутри. Первым делом идем куда-то вправо и сразу же выходим к обрыву с потрясающим пейзажем. Здесь же находим первые пещеры.
Идем вдоль обрыва, заглядывая во все дыры. Обнаружили двухэтажную пещеру. Вниз, на первый этаж, лестницы не было. Но для Дикого городского жителя и это не проблема, тем более что его предшественники уже кинули пару камешков для спуска вниз.
Выходим к месту, где выставлены декорации для фильма. Здесь снимают новое кинопроизведение про вампиров с предварительным названием «Вурдалаки». Дикий городской житель с удовольствием осматривает бутафорные пластиковые «каменные» ограды и другие строения. Он с гордостью чувствует себя частью кинопроцесса. И уже представляет, как будет дома хвастаться своим диким сородичам, рассказывая, как побывал на настоящей съемочной площадке!
В Крыму снималось и снимается множество фильмов, в частности на территории Чуфут-Кале проходили действия фильмов «Трудно быть богом» 1989 г, «Сердца трех» 1992 г, «Яды или Всемирная история отравлений» 2001 г, «Джокер» 1991 г, «Богиня прайм-тайма» 2005 г. и др..
Пройдя дальше по территории, находим изящную гробницу — мавзолей Джанике-ханым, дочери хана Тохтамыша. Это единственная хорошо сохранившаяся постройка является образцом «сельджукской» архитектуры. Датируется 15 веком. К сожалению, мавзолей был разграблен во время гражданской войны, потому саркофаг пуст.
Кстати, во времена золотоордынских ханов город назывался Кырк-Ер. Нынешнее название крепость получила лишь в 17 веке и переводится с крымскотатарского, как «еврейская крепость».
Недалеко расположены остатки мечети. Что бордюрчик из камней – это мечеть, можно узнать из описания, что расположено рядом. Она была построена в 1346 г во время правления золотоордынского хана Джанибека.
Идя по городу, как будто попадаешь во времена средневековья. Каменистые дороги с прокатанными колеями от телег, интересные немногочисленные домики, пещеры и даже бутафорские киностроения – все это создает неповторимый колорит древней истории. Конечно же, от древнего города практически ничего не осталось. От домов видны лишь груды беспорядочно валяющихся булыжников, от дорог – еле ощутимые тропинки. И уже сложно представить визуальный образ некогда большого поселения, кипящего жизнью и энергией.
А вот перед нами еще одни декорации – это двор главных героев. Он очень гармонично вписывается в окружающий ландшафт. Для полноценной фотосессии не хватает только соответствующего одеяния.
Декорации установлены у жилой усадьбы XVIII в., принадлежавшей караимскому ученому-гебраисту А. Фирковичу (1784-1874гг). К слову, гебраиистика — совокупность филологических дисциплин, занимающихся изучением древнееврейского языка (иврита) и письменности.
Еще интерес представляют Большой и Малый кенассы молитвенные дома караимов (по вероисповеданию — древние евреи, разговаривали на тюркском языке, занимались в основном ремеслом), которые так же остались в хорошем состоянии. Датируются 14 и 18 веками соответственно. Перед Большой кенассой находятся остатки миквы – фонтана для ритуальных омовений.
Рядом опять-таки есть несколько пещерных комнат, в которых приятно полазить.
И под конец вышли к центральному входу, откуда все туристы и начинают осмотр городища Чуфут-кале. Здесь целый комплекс пещер, но сил залезть в каждую уже не было, потому мы пошли вниз по ущелью, в сторону Успенского пещерного монастыря.
Стоит отметить, что место это не простое, чувствуется здесь присутствие Силы, можно постоять у обрыва, обдуваемая всеми ветрами, и зарядиться энергией земли, солнца и ветра. Поток от земли здесь хорошо чувствуется.
Коротко об истории города
Поселение было основано по различным данным от 6 до 10 века.
Историческое название города не сохранилось. Некоторые исследователи полагают, что это был город Фуллы, который существовал уже в 576 г. Построен во времена Юстениана I для укрепления византийского влияния в Крыму.
В эпоху господства кыпчаков в Крыму город перешёл под их контроль и получил название Кырк-Ер. В 1299 году ордынская армия эмира Ногая взяла Кырк-Ер штурмом, и город был разграблен. В XIII—XIV веках город был центром небольшого княжества, находившегося в вассальной зависимости от правителей Крымского Юрта Золотой Орды. Начиная с XIV века в городе стали селиться караимы, и к моменту образования Крымского ханства они, скорее всего, составляли уже большую часть населения города.
Кырк-Ер был резиденцией первого хана независимого Крыма Хаджи I Герая. Менгли I Герай основал новый город на месте нынешнего бахчисарайского предместья Салачик и ханская столица была перенесена туда. Во времена Крымского ханства крепость была местом содержания высокопоставленных военнопленных, там же располагался и государственный монетный двор.
После вхождения Крыма в состав Российской империи караимы стали покидать крепость и переселяться в другие крымские города. К концу XIX века Чуфут-Кале был полностью покинут жителями. В крепости осталась жить лишь семья смотрителя. Источник
И напоследок, несколько фотографий монастыря
Свято-Успенский пещерный монастырь по данным историков, был основан наследниками скифов в 8 веке. Однако многие пещерные помещения существовали и ранее. Монастырь ныне действующий.
Поездка в Бахчисарай и Чуфут-Кале потребовала много времени и сил, потому следующий день было решено провести в Ялте, отдыхая перед новым броском к самому мистическому месту Крыма — горе Ильяс-Кая.