День 3. 19.08.2014. Тольяттинский
После осмотра замка Гарибальди в поселке Хрящевка, мы отправились в сторону Тольятти, по дороге высматривая уютное местечко для ночевки. Хотелось все-таки подъехать к Волге, чтобы установить лагерь на самом берегу (что не удалось в прошлую ночь). И вот ответвление. Поселок Висла.
Подъехав к берегу, мы обнаружили высочайший обрыв, от которого даже голова кружилась, и ни намека на спуск вниз, даже пешком. Небо мрачнело, обещая дожди, а ветер с реки просто не мог оставить равнодушным. Потому было решено установить лагерь в сосновом бору, где тихо и спокойно.
Случайно встали на полянке под интересно изогнутой штопором сосной. «Аномальное место!», — многозначительно поднимая палец к небу, молвил Дикий городской житель.
Про аномалии Самарской области много написано в разнообразных источниках, потому была скромная надежда тоже увидеть что-нибудь необычное. Однако ночь слишком быстро накрыла своим одеялом, и наш дорогой друг так же быстро укрылся спальником и глубоко заснул. Дождик барабанил по тенту палатки, но внутри было сухо, тепло (по сравнению с прошлой ночью) и как-то особенно уютно.
790 км, 10:30. Утро встретило путников серым небом и слабой моросью дождя. Интернет обещал солнечный день, и солнце вправду появилось через пару часов. А впереди дорога до Тольятти. Около 30 км.
821 км, 11:00. Въезжаем в Тольятти какими-то окольными тропами. Умный навигатор знает куда вести, мы ему доверяем. Борковская улица в сторону Южного шоссе.
Наш автомобиль прибыл на Родину. Завод-изготовитель уже маячил на горизонте огромным синим зданием, к нему мы и направились. Сразу бросилось в глаза, что на дорогах много «Лад», хотя может это нам так повезло, но из 10 автомобилей попадались всего 1-2 иномарки, все остальное местного производства. Наша машина чувствовала себя в родной среде.
Прямо напротив завода есть интересное место – Музей техники АвтоВАЗ (кажется им. Сахарова). Вот туда мы и отправились.
Парковый комплекс истории техники им. К. Г. Сахарова
Основную цель создания музея (официальный сайт) очень хорошо сформулировал сам основатель в 2001 году в своем интервью на открытии музея: «Наш музей не похож на большинство зарубежных музеев, какой, например, есть у GeneralMotors. Два подобных музея существуют в Германии. Помимо этого, музей Форда в Детройте – все остальные немного другого направления. У немецких коллег присутствует вся советская военная техника. У нас же никто ничего не бережет. Например, мы пытались найти пассажирский колесный пароход, ходивший в 60 – 70 гг. из Нижнего Новгорода в Тольятти, но не нашли. Все куда-то исчезло, уничтожено, разрушено.
У нас будет не просто музей, а технический парк: вырастим деревья, создадим инфраструктуру и разместим развлекательные аттракционы, чтобы не пропадало желание идти в музей после того, как там уже побывал. Хочется, чтобы люди приходили туда отдыхать.
Кроме техники, олицетворяющей наше развитие в прошлом веке, мы будем сопровождать экспозицию атмосферой быта того времени, предметами обихода.
Сегодня может показаться, что место для музея выбрано несколько неудачно – рядом с заводом. Но через 20 лет оно будет в центре города. Тольятти будет строиться в сторону музея. Там же мы построим кольцевую трассу для автомобильных гонок. От всех открывающихся перспектив – захватывает дух».
После выхода постановления мэрии о разрешении проектирования музея техники в октябре 2000 года совет директоров ОАО «АВТОВАЗ» одобрил создание Технического музея.
Сегодня под открытым небом и в павильонах музея размещено около 500 крупных и более 1 700 мелких экспонатов техники военного, гражданского и бытового назначения.
А что же там увидели мы?
Это действительно огромный парк! Он включал в себя 2 зоны с отдельными входами. Билет в обе стоил 100р. В первой зоне расположено множество разнообразной военной техники, включая самолеты, вертолеты, танки, артиллерию, радары и даже самую большую отечественную дизельную подводную лодку, которая была доставлена сюда их Кронштадта.
Дикий городской житель, раскрыв рот и тыкая пальцем во все, что видит, просто потерял голову от восторга. Столько экспонатов! Столько впечатлений! И все можно потрогать! Он, конечно же, не упустил возможности влезть всюду, куда достает нога человека, и где нет входных завинченных дверей. Разочаровало только, что в лодку нельзя было залезть – это было бы незабываемо!
За дополнительную плату можно было сходить в музей экспериментальных моделей ВАЗ, что находится тут же, на территории. Мы зашли и туда. Вот честно? Не ожидала я увидеть такие экземпляры «Лады», некоторые из которых выглядели очень впечатляюще и даже футуристично. Как сказал смотритель, многим экспонатам уже более 10 лет… Значит, творческая мысль у наших инженеров все-таки работает, только никто не решается ее воплотить в жизнь.
Во второй зоне, вход в которую располагался отдельно, так же была техника, ракетные модули и паровозы, в которые даже были открыты двери. Ну тут уж святое дело забраться внутрь и почувствовать себя настоящим машинистом.
13:45. Осмотр музея занял около 1,5 часов. Проголодавшись, наш дорогой друг решил посетить местную пиццерию «Милано». Кормили там сытно. Это, пожалуй, самая аппетитная пицца, которую ему удалось отведать.
Далее путь лежал к местным паркам и набережной. Был осмотрен сквер с транспортными композициями и храмом Преображения на ул. Революционной. В сквере привлекли внимание тротуары, выложенные бетонными плитами, поросшими сочной травкой в промежутках. И снова дух «совка» наполнил воображение красочными картинками прошлого.
Перейдя мост, попадаешь к местному ЗаГСУ, рядом с которым установлен памятник влюбленным.
А через дорогу ТЦ и парк культуры и отдыха с аттракционами, площадками и кафе. Дикий городской житель любит карусели, потому с радостью полез на колесо обозрения, мечтая насладиться видами города свысока. Однако вид оказался не таким, какой ожидался. «Лучше бы поехал на американских горках», — подумал он. Но время поджимало, и нужно двигаться дальше.
Далее мы выехали к берегу Волги. Осмотрели не очень ухоженную набережную, видимо потому что это край города, и отправились дальше, через лесной массив к памятнику Татищеву, основателю Тольятти. Вот тут уже все достаточно облагорожено и ухожено. И прекрасный вид на гряду Жигулевских гор.
Дороги этой части города большие, многополосные, много парковочных мест. Машин же не очень много. Большие площади, просторные улицы – все производит ощущение свободы и раскрытия. Можно вздохнуть всей грудью. Город однозначно строился с акцентом на будущее. А мы едем дальше.
Историческая справка:
Раз уж я упомянула В.Н. Татищева, отмечу, что Тольятти был основан им в 1737 г. как город Ставрополь. Это была крепость для поселения в ней крещеных калмыков, а так же защиты русских земель от кочевников. Василий Никитич сам выбрал место для крепости, разработал ее план в виде неправильного шестиугольника с тремя воротами.
В XIX и начале XX веков город был известен в России как доступный климатический курорт и кумысолечебница. В 1953—1955 годах перенесён на более высокое место, так как при создании Куйбышевского водохранилища прежний город был затоплен. С 1964 года носит имя итальянского коммуниста Пальмиро Тольятти.
К началу 1950-х годов в городе насчитывалось 12 тысяч жителей, на данный момент население составляет — 718 127 человек, из чего можно сделать вывод, что город развивается быстрыми темпами.
16:50. 863 км. Покидаем Тольятти, едем на Самару. Трасса М5 Урал. Мы еще не знали, что придется вернуться сюда опять…
В это же время: Вот только отпустишь все былое, оставив вместе с домом и все дела, проблемы, ситуации. Только расслабишь ум и уйдешь всем существом в спокойное созерцание мира, восстанавливающее душевные силы и гармонию внутри, как случится ОНА… Нежданная весть из дома или с работы…
Вот и сейчас наш герой, Дикий городской житель, ощутил себя Диким работником-салагой, не выполнившим план. Нежданная СМС учтиво известила его, что надобно еще поработать. А нежданная потому, что до отъезда было сделано максимум возможного и вполне достаточное для плана.
Все отпускное настроение сразу вылетело в окно автомобиля… И путь до Самары, сопровождаемый ливнем, прошел в думах о возможности каким-то чудом поработать вдали от дома без ущерба для отпуска.
Интересно, а с вами такое тоже случалось? И что предпринимали в подобной ситуации вы?
***
В следующей части вы узнаете, удалось ли решить задачку с выполнением плана и при этом насладиться Самарским гостеприимством. Чем порадовал Самара-городок, какие красоты он в себе таит и чем готов удивить приезжающих путешественников. Оставайтесь с нами!
Посещенные места Тольятти
Предыдущие части путешествия:
День второй. Часть 2. Ульяновск
День второй. Часть 3. Замок Гарибальди. Поселок Хрящевка.
Следующие части:
День 6. Самарская Лука и Ширяево
День 7. Часть 1. Молодецкий курган
День 7. Часть2. Сызрань помидорная
Больше фото здесь: ФОТО
Общая карта маршрута
Грамоту о строительстве Ставрополя Татищеву дали в 1737 году, строить крепость начали в 1738. Фразу «Для защиты русских земель от кочевников» придумали еще во времена совка местные краеведы, сейчас эта байка в каждой книге о Тольятти. Реально город построили из-за политических интриг с калмыцким народом, например калмыкам платили деньги если они перейдут в христианство и поселятся у Ставрополя. Ну и Татищев план города конечно сам не разрабатывал, не барское это дело.
Еще фото где «затопление» к Ставрополю отношения не имеет, это какой то другой город. Перед наполнением Куйбышевского водохранилища все каменные дома Ставрополя были взорваны и разобраны, деревянные тоже разобраны и перевезены на новое место, подвалы засыпаны. За подготовкой к затоплению следили, строительство было в ведении МВД. Реально остались дома только земской больницы которая стояла выше, они и сейчас сохранились. Так что никаких домов в воде))
Благодарю вас, Дмитрий, за интересную информацию и поправки. Фотография затопления, когда я ее нашла 2 года назад, значилась именно как Ставрополь. Сейчас не могу найти подобного, возможно то была ошибка. Убрала.