Какие образы приходят вам на ум при упоминании о Феодосии? Море, чайки, Крым? А в моем воображении всплывают полотна лучшего из известных маринистов мира – Ивана Константиновича Айвазовского, чьей родиной и является Феодосия.
Сегодня мы отправимся в дом, в котором жил и трудился Иван Константинович. Этот особняк, расположенный на набережной Феодосии, считается одним из немногих чудом уцелевших домов 19 века в городе.
Для начала обратимся к истории.
И.К.Айвазовский родился в купеческой армянской семье в 1817 году. С юного возраста у мальчика проявилась тяга к творчеству. Семья его в то время была бедной, потому ни бумаги, ни карандашей для выражения своего таланта Айвазовский не имел. Он рисовал на стенах углем.
Судьба была благосклонна к мальчику Ване. Его рисунки заметил архитектор Кох, давший ему несколько уроков живописи. Впоследствии губернатор Феодосии А. Казначеев поспособствовал поступлению Ивана в Симферопольскую гимназия, а затем и в Петербургскую академию художеств.
Там, в 1937 году, Айвазовский получает за участие в выставке большую золотую медаль, которая предоставляет ему шанс поехать заграницу на 6 лет. Это случится в 1840 году, когда он закончит академию. До того же момента он отправляется на два года в Крыму, создавать живописные полотна с натуры.
Одну из таких работы мы видим в самом начале экспозиции музея. Картина «Ялта» 1838г:
И вот заграничная командировка. Первая страна – Италия, где полюбился Айвазовскому Неаполь. Он пишет множество пейзажей с видом залива и Везувием на заднем плане. Одна из таких работ «Неаполитанский залив в лунную ночь» 1842 г так же представлена в музее:
Кроме Италии, художник посетил Францию, Англию, Голландия, Испанию и Португалию, где с неизменным успехом участвовал в выставках и приобретал все большую популярность. В Россию Айвазовский вернулся знаменитым.
Кроме Европы, Иван Константинович впоследствии побывал в Турции и Малой Азии, сделав там карандашные эскизы, используемые им в дальнейшей живописной работе.
Решение поселиться в Феодосии, в своем родном городе, было принято в 1844 году. Он по собственным эскизам построил дом, где и прожил всю оставшуюся жизнь. В этом доме он впервые в России открыл музей одного художника, завещав после смерти все свое искусство родному городу.
Именно в этот дом мы сейчас и отправимся.
Картинная галерея Айвазовского
Как было указано ранее, дом-особняк Айвазовского уцелел после революции чудом. Однако интерьеры комнат были утрачены навсегда. Мебель и предметы быта, которые мы видим внутри, относятся к той же эпохе, но не являются личными вещами художника. Его здесь только стены и многочисленные полотна. Всего в музее представлено 416 полотен маэстро.
Однако в музее существует секретная комната, куда можно пройти за особую плату, где выставленная самая мистическая картина «На смерть Александра III», завещанная оставаться скрытой от масс, и некоторые личные ценные вещи мастера.
Театр начинается с вешалки, а галерея с небольшого фойе на втором этаже. Здесь представлены самые ранние работы Ивана Константиновича. Среди них мы видим «Берег моря ночью. У маяка» (1837), «Ялта» (1838), «Старая Феодосия» (1939) и «Неаполитанский залив утром» (1843).
Так же здесь мы можем увидеть два больших автопортрета художника 1892 и 1898 года.
В следующем зале представлено полотно «Остров Искья близ Неаполя» 1892г. Можно отметить, что в поздние годы творчества Айвазовский любил писать большие картины.
Еще одна грандиозная работа художника, представленная в музее, «Наполеон на острове Святой Елены» (1897), 214х327:
Всего же за свою жизнь Иван Константинович написал более 6000 полотен, 4000 из которых изображали волнующееся море и шторм. Такой выбор был сделан неспроста. Волнующееся море динамично, подвижно, наполнено энергией, что отлично характеризовала и самого художника.
Айвазовский писал вдохновенно, быстро, потому его работа никогда не затягивалась месяцами. За год он писал около 100 картин! На многих полотнах он не задерживался больше одного дня.
Вот, к примеру, картина «От штиля к урагану» 1892г. Считается одной из самых больших, ее размер 212*708 см. Она написана мастером всего за 15 дней.
Вы можете это представить? Глядя на нее, нельзя остаться равнодушной. Она захватывает тебя, и ты оказываешься на том маленьком кораблике, плывущим из спокойного моря в дикий ураган. Как из беспечного детства в напряженную взрослую жизнь, в которой не каждый сможет удержаться на плаву.
В доме-музее несколько комнат, по которым вы можете пройти как самостоятельно, так и с экскурсоводом. Я бы посоветовала послушать рассказ экскурсовода, что бы более полно проникнуться жизнью великого мариниста.
Кроме бушующего моря, здесь можно увидеть и немногочисленные пейзажные работы без воды, а так же портреты семьи художника. Например, картина «Зима»1895г:
К слову, примечательны не только картины, но и багет, в который они оправлены. Недалеко от дома художника находилась багетная мастерская, где Иван Константинович по собственным эскизам заказывал обрамление для своих работ. Самые большие достигают веса в 200 кг. Поэтому приглядитесь к этим искусно выполненным рамам.
«На острове Крит» (1867):
А это последняя комната в нашей экскурсии. В ней располагался кабинет Ивана Константиновича, где он писал свои работы. Здесь из окна не только не видно, но и не слышно море. Художник, обладая феноменальной памятью, писал игру стихий из головы. И именно он выразил мысль, что не имеет права человек называться художником, если не может творить, не глядя на натуру.
В этой комнате мы видим еще одну масштабную работу маэстро – картину «Среди волн» 1898 года. Ее размер 285*429 см. Считается вершиной творчества художника. Картину маэстро никогда не вывозил из Феодосии и завещал ее впоследствии любимому городу.
Написана работа всего за 10 дней.
Так же здесь можно увидеть картины, посвященные русско-турецкой войне, в том числе «Чесменский бой в ночь с 25 на 26 июня 1770 года» 1848 г. (справа) и «Десант в Субаши» 1880 г. (слева):
Последняя работа Ивана Константиновича Айвазовского представлена тоже здесь. Вместе с посмертной маской живописца, его мольбертом и кистями. Художник скончался, когда ему было 82 года от сердечного приступа. Полотно «Взрыв корабля», над которым он в тот день работал, так и осталась неоконченной.
Продолжить экскурсию можно в соседнем здании – доме сестры художника. Здесь выставлены работы мастера на малоизвестную для публики тематику, посвященную библейским мотивам.
«Хождение по водам» (1873) и Встреча Венеры на Олимпе (1895), 213х320:
А так же картины других крымских художников, таких как М. Волошин, К. Богаевский, Л. Лагорио:
По сей день Иван Константинович Айвазовский остается непревзойденным маринистом в мире, поэтому посещение его особняка, где он жил и творил – особое удовольствие для поклонников творчества художника.
Статья была написана для сообщества vp-painting на Голосе.