Тольятти – «Ладный» город. А еще там есть подводная лодка. Большое Поволжское путешествие, или новые приключения Дикого городского жителя. День 3

Тольятти

День 3. 19.08.2014. Тольяттинский

После  осмотра замка Гарибальди в поселке Хрящевка, мы  отправились в сторону Тольятти, по дороге высматривая уютное местечко для ночевки.  Хотелось все-таки подъехать к Волге, чтобы установить лагерь на самом берегу (что не удалось в прошлую ночь).  И вот ответвление. Поселок Висла.

Подъехав к берегу, мы обнаружили высочайший обрыв, от которого даже голова кружилась, и ни намека на спуск вниз, даже пешком. Небо мрачнело, обещая дожди, а ветер с реки просто не мог оставить равнодушным. Потому было решено установить лагерь в сосновом бору, где тихо и спокойно.

Волга, Висла

Крутой берег Волги

Случайно встали на полянке под интересно изогнутой штопором сосной. «Аномальное место!», — многозначительно поднимая палец к небу, молвил Дикий городской житель.

тольятти, висла

Стоянка под кривой сосной (слева)

Про аномалии Самарской области много написано в разнообразных источниках, потому была скромная надежда тоже увидеть что-нибудь необычное. Однако ночь слишком быстро накрыла своим одеялом, и наш дорогой друг так же быстро укрылся спальником и глубоко заснул. Дождик барабанил по тенту палатки, но внутри было сухо, тепло (по сравнению с прошлой ночью) и как-то особенно уютно.

790 км, 10:30. Утро встретило путников серым небом и слабой моросью дождя. Интернет обещал солнечный день, и солнце вправду появилось через пару часов. А впереди дорога до Тольятти. Около 30 км.

Утро в сосновом лесу

821 км, 11:00. Въезжаем в Тольятти какими-то окольными тропами. Умный навигатор знает куда вести, мы ему доверяем. Борковская улица в сторону Южного шоссе.

тольятти, лада

Тольятти и стела «Лады»

Наш автомобиль прибыл на Родину. Завод-изготовитель уже маячил на горизонте огромным синим зданием, к нему мы и направились. Сразу бросилось в глаза, что на дорогах много «Лад», хотя может это нам так повезло, но из 10 автомобилей попадались всего 1-2 иномарки, все остальное местного производства. Наша машина чувствовала себя в родной среде.

тольятти, лада, ваз, автоваз

АвтоВАЗ

Прямо напротив завода есть интересное место – Музей техники АвтоВАЗ (кажется им. Сахарова). Вот туда мы и отправились.

Парковый комплекс истории техники им. К. Г. Сахарова

Основную цель создания музея (официальный сайт) очень хорошо сформулировал сам основатель  в 2001 году в своем интервью на открытии музея: «Наш музей не похож на большинство зарубежных музеев, какой, например, есть у GeneralMotors. Два подобных музея существуют в Германии. Помимо этого, музей Форда в Детройте – все остальные немного другого направления. У немецких коллег присутствует вся советская военная техника. У нас же никто ничего не бережет. Например, мы пытались найти пассажирский колесный пароход, ходивший в 60 – 70 гг. из Нижнего Новгорода в Тольятти, но не нашли. Все куда-то исчез­ло, уничтожено, разруше­но.

У нас будет не про­сто музей, а технический парк: вырастим деревья, создадим инфраструктуру и разместим развлекатель­ные аттракционы, чтобы не пропадало желание идти в музей после того, как там уже побывал.  Хочется, что­бы люди приходили туда отдыхать.

Кроме техники, олицетворяющей наше развитие в прошлом веке, мы будем сопровождать экспозицию атмосферой быта того времени, пред­метами обихода.

Се­годня может показаться, что место для музея выбрано несколько не­удачно – рядом с заводом. Но через 20 лет оно будет в центре города. Тольятти бу­дет строиться в сторону му­зея. Там же мы построим кольцевую трассу для авто­мобильных гонок. От всех открывающихся перспек­тив – захватывает дух».

 После выхода постановления мэ­рии о разрешении проектирования музея техники в октябре 2000 года совет директоров ОАО «АВТОВАЗ» одобрил создание Технического музея.

Сегодня под открытым небом и в павильонах музея размещено около 500 крупных  и более 1 700 мелких экспонатов техники военного, гражданского и бытового назначения.

А что же там увидели мы?

Это действительно огромный парк! Он включал в себя 2 зоны с отдельными входами. Билет в обе стоил 100р. В первой зоне расположено множество разнообразной военной техники, включая самолеты, вертолеты, танки, артиллерию, радары и даже самую большую отечественную дизельную подводную лодку, которая была доставлена сюда их Кронштадта.

Тольятти, Автоваз, музей автоваз, подводная лодка

Подводная лодка

подводная лодка, тольятти, музей техники, автоваз

Она же

Дикий городской житель, раскрыв рот и тыкая пальцем во все, что видит, просто потерял голову от восторга. Столько экспонатов! Столько впечатлений! И все можно потрогать! Он, конечно же, не упустил возможности влезть всюду, куда достает нога человека, и где нет входных завинченных дверей. Разочаровало только, что в лодку нельзя было залезть – это было бы незабываемо!

музей автоваз, автоваз, тольятти, музей сахарова

Залезть и изучить :)

За дополнительную плату можно было сходить в музей экспериментальных моделей ВАЗ, что находится тут же, на территории. Мы зашли и туда.  Вот честно? Не ожидала я увидеть такие экземпляры «Лады», некоторые из которых выглядели очень впечатляюще и даже футуристично. Как сказал смотритель, многим экспонатам уже более 10 лет… Значит, творческая мысль у наших инженеров все-таки работает, только никто не решается ее воплотить в жизнь.

экспериментальные машины, автоваз, тольятти

Футуристичная Лада

лада, автоваз, экспериментальные машины, тольятти

Еще один интересный экземпляр

пипус, автоваз, лада, заяц, тольятти

И зайцу Пипусу нашлось авто по размеру

Во второй зоне, вход в которую располагался  отдельно,  так же была техника, ракетные модули и паровозы, в которые даже были открыты двери. Ну тут уж святое дело забраться внутрь и почувствовать себя настоящим машинистом.

тольятти, автоваз, музей, паровоз

Паровозы

13:45. Осмотр музея занял около 1,5 часов. Проголодавшись, наш дорогой друг решил посетить местную пиццерию «Милано». Кормили там сытно. Это, пожалуй, самая аппетитная пицца, которую ему удалось отведать.

Далее путь лежал к местным паркам и набережной. Был осмотрен сквер с транспортными композициями и храмом Преображения на ул. Революционной. В сквере привлекли внимание тротуары, выложенные  бетонными плитами, поросшими сочной травкой в промежутках. И снова дух «совка» наполнил воображение красочными картинками прошлого.

Тольятти, преображения храм,

Вот такой парк

То ли газон, то ли тротуар :)

Храм Преображения, Тольятти

Храм Преображения

Перейдя мост, попадаешь к местному ЗаГСУ, рядом с которым установлен памятник влюбленным.

Памятник влюбленным

А через дорогу ТЦ и парк культуры и отдыха с аттракционами, площадками и кафе. Дикий городской житель любит карусели, потому с радостью полез на колесо обозрения, мечтая насладиться видами города свысока. Однако вид оказался не таким, какой ожидался. «Лучше бы поехал на американских горках», — подумал он. Но время поджимало, и нужно двигаться дальше.

тольятти. парк культуры и отдыха, вид с верху

Вид с колеса обозрения

Далее мы выехали к берегу Волги. Осмотрели не очень ухоженную набережную, видимо потому что это край города, и отправились дальше, через лесной массив к памятнику Татищеву, основателю Тольятти. Вот тут уже все достаточно облагорожено и ухожено. И прекрасный вид на гряду Жигулевских гор.

Татищев, памятник Татищеву, Тольятти

Памятник Татищеву, основателю города, и вид на Жигулевские горы

Дороги этой части города большие, многополосные, много парковочных мест. Машин же не очень много. Большие площади, просторные улицы – все производит ощущение свободы и раскрытия. Можно вздохнуть всей грудью. Город однозначно строился с акцентом на будущее. А мы едем дальше.

Тольятти

Пустые дороги Тольятти

Историческая справка:

Раз уж я упомянула В.Н. Татищева, отмечу, что Тольятти был основан им в 1737 г. как город Ставрополь. Это была крепость для поселения в ней крещеных калмыков, а так же защиты русских земель от кочевников. Василий Никитич сам выбрал место для крепости, разработал ее план в виде неправильного шестиугольника с тремя воротами.

В XIX и начале XX веков город был известен в России как доступный климатический курорт и кумысолечебница. В 1953—1955 годах перенесён на более высокое место, так как при создании Куйбышевского водохранилища прежний город был затоплен. С 1964 года носит имя итальянского коммуниста Пальмиро Тольятти.

Ставрополь, тольятти, старый тольятти

Ставрополь

К началу 1950-х годов в городе насчитывалось 12 тысяч жителей, на данный момент население составляет — 718 127 человек, из чего можно сделать вывод, что город развивается быстрыми темпами.

16:50. 863 км. Покидаем Тольятти, едем на Самару. Трасса М5 Урал. Мы еще не знали, что придется вернуться сюда опять…

В это же время: Вот только отпустишь все былое, оставив вместе с домом и все дела, проблемы, ситуации. Только расслабишь ум и уйдешь всем существом в спокойное созерцание мира, восстанавливающее душевные силы и гармонию внутри, как случится ОНА… Нежданная весть из дома или с работы…

Вот и сейчас наш герой, Дикий городской житель, ощутил себя Диким работником-салагой, не выполнившим план. Нежданная СМС учтиво известила его, что надобно еще поработать.  А нежданная потому, что до отъезда было сделано максимум возможного и вполне достаточное для плана.

Все отпускное настроение сразу вылетело в окно автомобиля… И путь до Самары, сопровождаемый ливнем, прошел в думах о возможности каким-то чудом поработать вдали от дома без ущерба для отпуска.

Интересно, а с вами такое тоже случалось? И что предпринимали в подобной ситуации вы?

***

В следующей части вы узнаете, удалось ли решить задачку с выполнением плана и при этом насладиться Самарским гостеприимством. Чем порадовал Самара-городок, какие красоты он в себе таит и чем готов удивить приезжающих путешественников. Оставайтесь с нами!

Посещенные места Тольятти

Предыдущие части путешествия:

День первый. Дорожный.

День второй. Часть 1. Ундоры.

День второй. Часть 2. Ульяновск

День второй. Часть 3. Замок Гарибальди. Поселок Хрящевка.

Следующие части:

День 3-5. Самара

День 6. Самарская Лука и Ширяево

День 7. Часть 1. Молодецкий курган

День 7. Часть2. Сызрань помидорная

День 7-8. Белый ключ

День 8. Саратов

Больше фото здесь: ФОТО

Общая карта маршрута

Тольятти – «Ладный» город. А еще там есть подводная лодка. Большое Поволжское путешествие, или новые приключения Дикого городского жителя. День 3: 2 комментария

  1. Грамоту о строительстве Ставрополя Татищеву дали в 1737 году, строить крепость начали в 1738. Фразу «Для защиты русских земель от кочевников» придумали еще во времена совка местные краеведы, сейчас эта байка в каждой книге о Тольятти. Реально город построили из-за политических интриг с калмыцким народом, например калмыкам платили деньги если они перейдут в христианство и поселятся у Ставрополя. Ну и Татищев план города конечно сам не разрабатывал, не барское это дело.
    Еще фото где «затопление» к Ставрополю отношения не имеет, это какой то другой город. Перед наполнением Куйбышевского водохранилища все каменные дома Ставрополя были взорваны и разобраны, деревянные тоже разобраны и перевезены на новое место, подвалы засыпаны. За подготовкой к затоплению следили, строительство было в ведении МВД. Реально остались дома только земской больницы которая стояла выше, они и сейчас сохранились. Так что никаких домов в воде))

    • Благодарю вас, Дмитрий, за интересную информацию и поправки. Фотография затопления, когда я ее нашла 2 года назад, значилась именно как Ставрополь. Сейчас не могу найти подобного, возможно то была ошибка. Убрала.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>